День пятый. 7 июля, понедельник. Боярские писаницы.
«Боярская писаница включает в себя две группы петроглифов: Малую и Большую Боярскую писаницу. Она находится на юго-западе хребта Бояры. Хребет располагается в Боградском районе Республики Хакасии в 6 километрах к югу от села Троицкое».
Никак не удавалось найти вторую машину, так как наша экспедиция совпала по времени с международным форумом по туризму. В общем, в путь мы отправились во второй половине дня. Но это не страшно – ехать недалеко. Зато мы сможем лучше рассмотреть петроглифы в косых лучах заходящего солнца, и окажемся у горы солнца Куни на закате. Сначала захватили Полину – англоговорящего гида (редкого в Абакане человека), и дальше направились на север – к Боярским писаницам. Погода стояла превосходная, и дорога катилась легко.
Машины оставили под горой, и дальше пошли пешком. Полина довольно быстро нашла наскальные рисунки. Перед нами стояла Большая Боярская писаница. Она представляла собой длинную каменную стену, на поверхности которой выбиты были древние рисунки: поселок с домами из бревна, лучники, котлы, пастух с собакой, стадо баранов, коз, коров, оленей. В общем, по подсчетам специалистов, на ней изображены около 130 фигур,
Неподалеку была и Малая Боярская писаница. На ней изображены были поселок с домами из бревна и юртами, люди, олени, козы и кони. Все рисунки относятся историками к Тагарской культуре.
Скалы нагрелись на солнце и были теплыми, почти горячими. Рисунки смотрелись четко в боковом освещении. На горе мы повстречали сброшенную кожу гадюки и целые заросли чабреца. Набрали травы для чая. Я привезла чабрец в Москву, мне нравится этот терпкий запах хакасских степей.
С горы я осмотрелась по сторонам: по левую руку расстилалось голубое море – Красноярское искусственное водохранилище. Так хочется прохлады в жаркий день! Наша малиново-красная Рено поворотила к нему. На берегу ветерок приносил запахи воды и рыбы. Море, хотя и искусственное, оказалось настоящим прекрасным морем.
Через некоторое время Татьяна Расторгуева и лама с Ларисой присоединились к нам. Лариса вспомнила: «сегодня – Иван Купало!» и побежала к морю купаться. За ней, один за другим, попрыгали в воду и остальные – Дава Лама, Расторгуева, Татьяна Муси, Алексей…
Полина, я и Беатрис сели на коряге, и посматривали со стороны. После купания народ выглядел посвежевшим и жизнерадостным. Лама оказался очень веселым и – смеялся и даже немного танцевал. Один раз я по ошибке назвала его Буддой. Лариса сказала: «не волнуйся, он привык!» От Давы Таши беззаботное настроение передалось всем остальным. Купальщики обсохли и переоделись, посидели на берегу, глядя в море … Потом разошлись по 2 машинам, и отправились в сторону Абакана к священной горе Куня. Дорога и поля вокруг сияли в золоте солнца. Я уже забыла как много солнца в Хакасии!